Лидия Антонова: учитель – друг ребенка

14 сентября – НовостиМО. Министр образования Московской области Лидия Антонова считает, что учитель должен стать добрым другом ребенка – и тогда хороших людей будет больше. Также министр поделилась своим видением отношений учитель-ученик и рассказала об учительских зарплатах и ЕГЭ.

УВАЖАТЬ РЕБЕНКА

- Лидия Николаевна, что самое важное в отношениях учитель-ученик?

- Человечность в отношениях, доверие, уважение. Учитель должен видеть в ребенке личность, уважать его. Если ученик это поймет а он обязательно поймет, детей трудно обмануть, он будет уважать учителя. И тогда он будет учить твой предмет. Он будет уважать учителя как личность.

- Сейчас идет модернизация образования, но пока о ней не все понятно, для чего она?

- Модернизация - это изменение условий, в которых работают учителя и учатся дети. Это формирование взаимосвязи общества, родителей, школы, чтобы школа не была замкнута на себя. Во всех школах области работают управляющие советы – родители, общественность принимают участие в жизни школы. Модернизация – это и качественное улучшение преподавания, условий работы учителя, это более сильные знания, современная оснащенность школ – огромный круг дел.

- Вы ведь долгие годы сами были учителем. Как вы вспоминаете это время? Общаетесь ли со своими учениками?

- Мы до сих пор с ними дружим, я была на многих свадьбах моих учеников, уже и детки их подросли и пошли в школы. Мне очень приятно, когда мои ребята говорят, что школьные годы были лучшими в их жизни.

- Замечательная оценка труда учителя. А какой предмет вы преподавали?

- Английский. В то время иностранный был от силы два раза в неделю. Ведь этот предмет тогда был мало востребован в практическом смысле, как оказалось, напрасно. И еще я была классным руководителем. Мне повезло – сама я училась в хорошей школе, обычной общеобразовательной поселковой школе в Московской области. Ее директором был замечательный педагог, фронтовик, прекрасные учителя. Придя на работу в школу, я опиралась на этот опыт. И на опыт своей семьи - у нас в семье много педагогов. Дед был директором школы. И я выбрала путь воспитания детей через трудовые навыки. Я договорилась с хорошим совхозом в Раменском районе, и мы с ребятами ездили работать в поле. Ребята неплохо зарабатывали, а потом в каникулы мы с ними ездили путешествовать по стране – полстраны объехали.

- Трудные ученики у вас были?

- Были, конечно. Но я убедилась, что любого ребенка, даже с большими проблемами, из любой семьи можно вырастить хорошим, порядочным человеком. Важно, чтобы ребенок нашел своего учителя, который поверил бы в него, относился хотя бы немножко как к родному. Своим-то детям мы многое прощаем. Мы с ребятами ходили в краеведческие походы, придумывали какие-то необыкновенные дела, помогали пожилым людям, хотя и не называли себя тимуровцами, собирали материалы о героях войны, тогда ведь еще было много живых свидетелей Великой Отечественной. Работа отнимала у меня все мое время, хотя я успевала параллельно учиться в аспирантуре, преподавала в вузе, работала над диссертацией. Вся моя семья была вовлечена в мою работу, дочка всегда была среди моих учеников. И мои выпускники, тоже мне помогали.

- Могли ли вы предположить, что станете министром?

- Да нет, конечно. Честно говоря, вначале, когда было очень трудно, я даже подумывала уйти из школы – тяжелая работа, зарплата маленькая. Языки знала и могла найти более спокойное и хлебное место. Но, помню, вошла в класс, а ребята мне: «Лидия Николаевна, вы ведь не уйдете от нас?». Как я могла уйти?

ОБ УЧИТЕЛЬСКИХ  ЗАРПЛАТАХ

- Зарплаты учителей и сейчас маленькие. Как же привлечь профессионалов в школу?

- Могут ли большие зарплаты сделать работу учителя эффективной? Как чиновник отвечу: да, конечно, мотивация в виде хорошей зарплаты должна быть. Но как учитель скажу: не всегда. Потому что учитель, который любит свою профессию, не бросит ее только потому, что ему не повышают зарплату. Хотя ведь в последние годы значительно повышают. Начиная с 2000 года, зарплаты учителей в области увеличились в 25 раз. Губернатор Московской области Борис Всеволодович Громов еще в 2000-ом году принял решение, что зарплата учителя зависит не от бюджета района, где работает учитель, а от экономики области в целом. Ведь доходы районов разные. В этом году зарплата педагогов была повышена дважды. Каждый работник образования получил единовременную выплату губернатора по итогам прошедшего учебного года.

- Какие же зарплаты подмосковных учителей?

- Председатель правительства России Владимир Путин предложил довести зарплату учителя до средней в экономике региона. Это предложение было поддержано правительством области, губернатором — и с 1 сентября учительская зарплата в нашей области составит 27139 рублей, что составляет среднюю величину по экономике Московской области. Гарантированная базовая часть зарплаты — 21721 рублей, к этой сумме приплюсовываются выплаты компенсирующего характера в среднем — 2 977 рублей и стимулирующего характера в среднем – 2 441 рубль. С 1 сентября также будут повышены зарплаты социальным педагогам, психологам, воспитателям групп продленного дня, на 50 % - школьным медикам. С 1 октября будет еще одно повышение для всех педагогов, в том числе детсадов, дополнительного образования. На повышение зарплат учителей область направляет 1 млрд. 192 млн. рублей. А на подготовку, оснащение школ к новому учебному году из бюджетов всех уровней будет потрачено 5,3 млрд. рублей. Школы, которые стали победителями конкурса «Инновационная школа Подмосковья», получают самое современное инновационное оборудование.

- Какое, например?

- Например, образовательные кинотеатры 3D. Совершенно замечательная установка: детально можно увидеть, например, на уроке биологии, какие процессы идут в клетке, на уроке химии - как проходят – химические реакции. Я видела восхищенные глаза детей, когда они смотрят на экраны. Скучные строки учебника наполняются новым содержанием, дети увлекаются предметом.

Мы приобрели ноутбуки для первоклашек, для учителей - авторизованные рабочие места с интерактивной доской, компьютером. Выбрали на рынке самое современное оборудование. Вводим очень интересную систему оперативного контроля знаний. Это как бы держатель банка данных знаний ученика. Например, в 5-м классе у ребенка по какой-то теме был пробел знаний. Это фиксируется. И когда он уже в 10-м классе понимает, что данный предмет ему нужен для сдачи ЕГЭ и поступления в вуз, то этот банк данных поможет ему понять, где пробелы и подскажет, как выстроить систему занятий. Раньше ребята при подготовке к ЕГЭ жаловались, что трудно понять, когда что недоучил.

О ЕГЭ

- Сейчас многие ругают единый госэкзамен, а что вы о нем думаете?

- Уверена, что итоговая аттестация должна быть. Она дает возможность талантливым ребятам поступить в элитные вузы, которые раньше были для них недоступны. Я вижу, что ребята из отдаленных районов Московской области – Шатура, Шаховская, Волоколамск, которые не могут каждый день ездить на курсы в Москву, показывают отличные результаты и поступают в престижные вузы. Я помню, как мама из обычной семьи радовалась: «Никогда бы не поверила, что мой сын поступит в МГИМО, спасибо, я так счастлива!». Недовольство ЕГЭ, как правило, высказывают люди, привыкшие, что для их ребенка всегда будет сделано исключение. А это неправильно.

- Ваш внук ведь тоже выпускник школы?

- Да, он закончил школу в Москве. Парень он способный, но не всегда прилежный. Но я ему сказала: ты такой же, как все, никаких поблажек не будет. В июле мы разговорились с министром образования Москвы, он узнал, что мой внук – выпускник московской школы и удивился, что никто в его ведомстве и не знал, что он заканчивает школу. Но это нормально, так и должно быть.

МИНИСТР ЗА ШТУРВАЛОМ

- В Подмосковье мальчишек учат летать. А, правда, что даже вы управляли самолетом? 

- В 2000 году по инициативе губернатора Бориса Громова мы открыли школу с пилотной подготовкой в академии имени Гагарина. Школе уже больше 10 лет. Мальчики учатся на летчиков, вертолетчиков, техников. И потом выбирают эти профессии. Мы выделает средства на лётную практику — я помню, как командующий ВВС сказал нам однажды: «У вас мальчишки налетают больше часов, чем у нас пилоты в некоторых эскадрильях». Когда был первый выпуск, и ребята показали губернатору, как управляют самолетами, Борис Всеволодович позвал меня полететь. Я, честно говоря, струсила. Смеется – авт.. Я вообще боюсь самолетов. И не полетела. Но через год, когда уже не было телекамер и высоких гостей, я приехала к ребятам на экзамены - и решилась. И под руководством профессионалов подняла самолет, совершила круги. Это было незабываемо! Ведь дети верят тебе только тогда, когда ты вместе с ними, не отрываешься от них, не считаешь себя большим начальником.

- Продолжая вашу мысль, можно сказать, что и взрослые не хотели бы, чтобы чиновники относились к ним свысока и пренебрежительно, что порой бывает у больших начальников. 

- Я думаю, чем выше ранг, тем лучше должен быть человек. Я именно так стараюсь относиться к людям. Мне ведь тоже нелегко приходилось в жизни, работала учительницей, параллельно училась в аспирантуре, дочка родилась, комнату снимала. Мои родители не могли мне материально помочь. Как только родилась дочка, я сразу пошла работать в школу. Помню, приехала к очень уважаемому человеку, который занимал тогда высокий пост в нашем районе, чтобы встать на очередь на жилье как учительница. Пешком шла несколько километров, потом на автобусе и на электричке. Приехала в назначенное время. Начальство занято. Слышу, докладывают, что приехала учительница. «Ничего, подождет», - звучит в ответ. Я жду, конечно, понимая, люди занятые, но у меня молоко и дочка дома некормленая. Я запомнила это на всю жизнь. И когда ко мне приходят на прием, я стараюсь не заставлять людей ждать.

- А вы потом с этим чиновником не виделись?

- Виделась. Это, кстати, была женщина. Когда она ушла на пенсию, пришла ко мне на прием со своими проблемами. Понятно, она не запомнила ту историю. Я, конечно, ее пригласила, попросила: «Называйте меня Лидой, я ведь ваша ученица». Помогла. Риск быть равнодушным учителем или чванливым чиновником очень велик. Так ведь проще, не напрягаешься. Кстати, социально-педагогические риски – одно из направлений моей научной деятельности.

О СОГЛАСИИ

- В Московской области учится много детей разных национальностей. Как можно научить детей разных культур жить рядом без конфликтов?

- Как сейчас принято говорить, одним из «трендов» образования Московской области является реализация во всех муниципальных образованиях программ духовно-нравственного воспитания: по 35 направлениям, в 1100 школах и 450 детских садах, в том числе – и по духовному краеведению Подмосковья. Программы читаются факультативно квалифицированными педагогами. Это совместный проект Московской епархии и министерства образования Московской области. В область с каждым годом приезжает всё больше людей разных национальностей, разных конфессий. Конечно, их дети должны знать историю Подмосковья, а так как именно здесь находится центр православной культуры, то, не изучив историю развития православия, понять культуру и историю нашего края невозможно. На наши уроки духовно-нравственного воспитания ходят дети разных национальностей, это радует.

Много лет мы проводим областные родительские собрания – с учителями, родителями, обсуждаем вопросы, ищем решения, приглашаем известных людей. На этих собраниях от губернатора достойным семьям преподносятся благодарственные подарки. Ведь обычно всевозможные службы занимаются проблемными семьями, а важно поддерживать и благополучные, обращать на них внимание. Обычно на сцену для чествования выходят все поколения семьи, бабушки-дедушки с палочками. Очень трогательно. Причем, награждаются семьи разных национальностей, живущих в области.

Беседовала Лариса Викторова

 

26.02.2012 17:14:43
Другие новости